. . .Весной этого года один учащийся попросил в интернете помощи в решении трёх задач, которые были заданы ему обучающей программой.

1. Исходные данные указаны на рисунке:



. . .Здесь показан фрагмент задания. В оригинале на поле рисунка есть зоны, в которые следует ввести численные значения, являющиеся ответами на вопросы.
. . .Требуется определить э.-д. с. батареи, внутреннее сопротивление батареи и ток, текущий через схему.

. . .С первыми двумя вопросами учащийся справился, а третий вызвал у него затруднение. Не знаю, дано ли учащемуся представление о том, что такое мультиметр. Даже если дано, то при рассмотрении картинки, содержащей исходные данные, возникает вопрос: каковы электрические характеристики мультиметра, включённого в цепь в режиме измерения сопротивлений, и какова полярность включения его в цепь? Поскольку ответа на этот вопрос нет, а учащийся остался наедине с обучающей программой, ему пришлось гадать: какой ответ программа признает правильным?
. . .Учащийся разделил э.д. с. батареи на сопротивление, указанное на шкале мультиметра — это единственное, что имеет смысл делать с заданной величиной 30 Ом. Получился ток 50 мА. Хотелось бы думать, что программа признала этот ответ правильным.
. . .По-видимому, автор задачи никогда не имел дела с мультиметрами и их самой простой разновидностью — авометрами и думал, что авометр может сыграть роль магазина сопротивлений.
. . .Ещё одно небольшое замечание: «ток, текущий через схему» — неточное выражение. Правильным (после всех внесённых исправлений) будет сказать «ток, текущий через магазин сопротивлений». Потому что в этой схеме, кроме тока через магазин сопротивлений, есть токи, протекающие через каждый в отдельности гальванический элемент.

2.



. . .В этой математической выкладке следовало бы сумму сопротивлений заключить в скобки, а «ε/» удалить. Всего-навсего небрежность, но она подаёт плохой пример учащимся.

3.


. . .Здесь измерительные приборы неправильно названы показателями. В технике их так не называют. А учащемуся, я думаю, слово «показатель» встречалось только в словосочетании «показатель степени».
. . .Задача достаточно проста, учащийся нашёл правильный ответ, но программа признала ответ неправильным. Просто не верится, что автор задачи настолько неквалифицирован или невнимателен. Может быть, учащийся делал что-то не так. Попробовать бы мне самому ввести правильные ответы.

. . .Жалко учащихся, которым дают задачи, не прошедшие экспертную проверку. Я просил в разных местах интернета помочь мне найти обучающую программу, в которой содержатся показанные выше задачи, но ответа не получил. Сам я тоже искал эту программу, но безрезультатно. Если бы нашёл — обратил бы внимание администрации программы на замеченные неточности. А так приходится писать об этом здесь.