Очень интересна для осмотра вот эта, когда-то прекрасная, усадьба Татево в Оленевском районе Тверской области. Точнее, то, что от неё осталось...
Жили в ней люди, внесшие огромный вклад в русскую культуру и народное просвещение (за что просвещённый народ "отплатил" им сторицей в 1920-е годы, вчистую разграбив поместье).
ТАТЕВО сегодня, фотогалерея ТАТЕВО«...Мы въехали в какую-то удивительную рощу, все продолжая Вельским трактом приближаться к Татеву. Еще несколько верст лесной дороги — и крутой поворот направо сначала рощею, залитую лунным светом, потом полями с бесконечными копнами сжатого хлеба. Туман становился все гуще, и все ярче светил месяц, озаряя серебристыми лучами всю окрестность. И вот опять надвинулся к нам лес, засверкали огоньки, обрисовались большие белые здания скотного двора, и дорога круто стала спускаться в лощину, по скатам которой красовались деревья; ямщик задержал лошадей, потом дружно пустил их по мосту, и мы увидели влево гладкую поверхность озера, казавшегося бесконечным, вдоль берегов которого живописно склонялись деревья. Не успели мы оглянуться под сильным впечатлением, как тройка наша быстро помчалась в гору, показался чудный сад, и сквозь одну из просек неожиданно промелькнул белый с колоннами фасад дома, в окнах которого горел яркий огонь; но все это мгновенно исчезло, и мы продолжали подниматься в гору, вот ряд усадебных зданий и флигелей остался у нас влево, послышался лай собак и кто-то, выступая из мрака, промелькнул по дороге...» (рассказ графа С.Д.Шереметева о встрече с С.А.Рачинским
здесь ).
Непременный мотив, связанный с русской усадьбой, — дорога и встреча у крыльца после долгого пути из города, среди полей и лесов, мимо деревень и скромных сельских церквей. И чем длиннее путь, тем желанней и радостней обрести дом, жилье человеческое, очаг, тем острее воспринимаешь знакомые или незнакомые звуки, запахи, приметы... Это чувство радости от обретения дома сегодня знакомо нам только умозрительно, в основном из книг русских писателей, для которых, как и для графа С.Д. Шереметева — автора вышеприведенного отрывка, — оно было частью их мироощущения, сформировавшись еще в детстве и сопровождая их всю остальную жизнь.
Старинная усадьба Рачинских Татево расположилась на берегу реки Березы, к западу от Ржева. Первоначально Татево именовалось Татьево, от слова «тать» — «вор», «разбойник». Вероятно, жители этих лесных мест в старые времена добрым нравом не отличались.
В конце XVIII столетия смоленский дворянин Рачинский получил Татево в дар от своего покровителя императора Павла I. Его сын Александр Васильевич Рачинский (ум. в 1876 году), писатель-историк, был женат на родной сестре поэта Е.А. Баратынского — Варваре Абрамовне.
В первой половине XIX века A.B. Рачинский отстроил татевскую усадьбу и разбил большой сад. Над его украшением много трудился и его сын, профессор ботаники С.А. Рачинский. «Меня поразили живописные, истинно художественные очертания сада, видимо, посаженного опытною рукою; распределение групп, подбор деревьев и кустов — во всем видны знания и любовь к делу... По дороге росли папоротники и разнообразнейшие растения... и цветы, и все росло и цвело в каком-то удивительном сочетании», — вспоминал С.Д. Шереметев. Рачинский привозил в Татево для разведения деревья и цветы из Италии и Германии, ему присылали растения даже из Палестины. Когда в сельской школе, устроенной Рачинским, изучался Закон Божий, дети могли наглядно видеть растения, упоминаемые в Священном Писании. В этой усадьбе было приволье для практических занятий профессора. В парке насчитывалось несколько десятков пород деревьев и кустарников. Рассажены растения были со знанием их ботанических особенностей, учитывая влажность почвы и солнечное освещение. Сегодня парк утратил своё великолепие, но ещё различимы ряды липовых аллей, а на усадебном пруду до сих пор живут белые кувшинки, заведённые С.А. Рачинским.
Ядром композиции татевской усадьбы является главный дом, перед восточным фасадом которого разбит партер, обсаженный липами и спускающийся к пруду. Расположенный рядом с домом регулярный сад плавно переходит в пейзажный парк. В Татеве хранилась реликвия, попавшая сюда из старой смоленской усадьбы Рачинских — биллиардный стол, на котором неоднократно спал именитый гость — светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический.
В семейном архиве Рачинских было множество документов, связанный с поэтом Е.А. Баратынским — братом хозяйки Та-тева — и со всей семьей Баратынских.
В середине XIX столетия владельцем Татева стал
С.А. Рачинский (1833—1902), профессор ботаники Московского университета, горячий поборник идеи народного образования, основанного на строгом религиозном воспитании, состоявший в близком знакомстве с Л.Н.Толстым. Рачинский на собственные средства устроил в Татеве образцовую народную школу, где главное внимание уделялось воспитанию детей в религиозном духе и прививались трудовые навыки, необходимые в крестьянском хозяйстве.
С.А. Рачинский оставил глубокий след в русской педагогике и культуре XIX века, достигнув замечательных результатов. Большую известность получила его книга «Сельская школа», в которой он раскрыл идеалы и методы своей практической деятельности в Татеве. Школу Рачинский рассматривал прежде всего как место воспитания, считая, что «школа, которая не оказывает влияния на умственный и нравственный строй последующей жизни учащихся, является более вредной, нежели полезной». Задача учителя — не «набивать голову ученика сухими познаниями», а «возбудить добрую волю». Из этого положения вытекала главная задача школы: воспитание гармоничной личности, а не формальное и узкоспециальное образование. Тем самым на учителя возлагалась миссия не только просветителя, но прежде всего педагога — сеятеля разумного, доброго и вечного.
Эта бесспорно плодотворная, живущая и по сей день идея на практике, однако, столкнулась и продолжает сталкиваться с реальностью жизни. Для воспитания из ученика личности требуется прежде всего учитель-личность. Но Рачинских, увы, единицы — в большинстве же случаев учителями являются не педагоги, а убогие, закомплексованные, зачастую полуграмотные «предметники», которые сами нуждаются в воспитании и образовании.
«Да, таких людей, как Рачинский, очень мало на белом свете, — писал А.П.Чехов в одном из писем. — Но... я не отдал бы в его школу своих детей. Почему? Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание — с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два моих брата среди церкви пели трио «Да исправится» или же «Архангельский глас», на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками... Рачинского я понимаю, но детей, которые учатся у него, я не знаю. Их души для меня потемки. Если в их душах радость, то они счастливее меня и братьев, у которых детство было страданием». Впрочем, по поводу школы Рачинского высказывались и другие мнения.
Выпускником Татевской школы был
известный художник, академик Н.П. Богданов-Бельский. Его картины «У дверей школы», «Трудная задача», «Устный счет в народной школе С.А. Рачинского», «У больного учителя», рассказывающие о школьном периоде жизни художника, означают, что учеба в школе Рачинского оставила глубокий след в его душе.
Н.П.Богданов-Бельский. Устный счёт в народной школе С.А.Рачинского.
«Девяти лет я попал в эту школу, — вспоминал Богданов-Бельский впоследствии. — С.А. Рачинский однажды заинтересовался, есть ли среди детей способные к живописи. Указали на меня как на любителя исписывать все своими рисунками. С.А. дал задание срисовать с натуры одного учителя. Экзамен происходил на виду всей школы, в Татево. Впервые мне с натуры пришлось рисовать человека. Нашли сходство. С.А. взял рисунок и отнес к своей матери. Она захотела меня видеть, и вот крестьянский мальчик попал в роскошные хоромы богатого дома. Приветливо встретила меня В.А. Рачинская, уже глубокая старуха, сестра известного поэта Е.А. Баратынского, современница Пушкина, с которым она танцевала на балах. Очень часто гостила у Рачинских их родственница, баронесса Дельвиг, сестра друга Пушкина. Много интересного рассказывали женщины о великом поэте.
Счастливые часы проводил я в обществе их и С.А. Рачинского, милого и культурного человека, безгранично любящего русский народ. Многим, если не всем, я обязан этой семье. Под ее покровительством прошло все мое дальнейшее воспитание».
Впоследствии Богданов-Бельский, сам уроженец этих мест, неоднократно бывал в Татеве, последний раз — в 1905 году. Специально для него в усадьбе был построен флигель, служивший жильем и мастерской художника.
С.А. Рачинский, как и его отец и мать, похоронен в фамильном склепе в Татеве.
Ансамбль татевской усадьбы, включая здание школы Рачинского, в основном сохранился до наших дней.
Народная школа С.А.Рачинского