Спасибо, akaceya, за цитаты из Жванецкого, но я не смог прочитать больше половины. Смех для меня — как витамин: необходим, но без превышения суточной дозы.
________________________________
В качестве послесловия к Вашему сообщению:
Игорь ДВИНСКИЙ
ПРИЗНАНИЕНынче Жванецкого признали все средства массовой информации, агитации, пропаганды, а также армия, авиация и военно-морской флот.
. . .Жванецкий попал в анекдоты. В самую сердцевину застоя шёпотом передавали: «Знаете, что будет написано про Брежнева в энциклопедии будущего? «Брежнев — мелкий политический деятель эпохи Жванецкого». Сейчас мы обретаем возможность открыто выражать свои симпатии и антипатии. Мы учим этому детей. Они будут проходить «непредсказуемое прошлое» нашей страны по новым учебникам истории (надеюсь, таковые скоро появятся!), на уроках литературы им откроют славные имена, мимо которых нас проводили с завязанными глазами (а любопытных — со связанными руками!). Давайте ускорим этот процесс. Не будем ждать, пока прокрутятся колёсики-винтики бюрократической машины, и предложим в новый учебник по русской советской литературе главу о писателе Михаиле Михайловиче Жванецком.
ЖВАНЕЦКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
. . . . . . . . . .(……..)
. . . . . .1. ЖВАНЕЦКИЙ И ЕГО ВРЕМЯ . . .Известный русскоязычный писатель М. М. Жванецкий родился в сложное время. Являясь продолжателем литературных традиций Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина и др., он, как и большинство советских писателей, сначала вышел из народа, а потом — из гоголевской шинели. Большое влияние на творчество писателя оказало постановление сталинского ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград»: Жванецкий вовремя обуздал генетический талант сатирика и выучился на инженера. Затем наступила хрущёвская «оттепель».
. . .Новые времена призвали новых глашатаев, и Михаил Михайлович демаскировался: его прорвало, как прорывают вешние воды плотину, построенную с недовложением цемента. Он стал называть вещи своими именами, но в смешной форме. Постепенно его голос и манеру излагать свои мысли стали узнавать в народе и там, где надо. Поэтому, когда «оттепель» закончилась и наступили «заморозки», писатель остался колыхаться, как былинка малая на холодном ветру политических перемен. Здесь судьба его счастливым образом переплелась с судьбой замечательного русскоязычного актёра и народного артиста СССР Аркадия Исааковича Райкина. Даже пришедший в то время к власти «лично дорогой Леонид Ильич» не раз рукоплескал гениальному исполнителю, говорившему языком гениального автора.
. . .Крепчали времена «застоя», и муза Жванецкого шагала с ними в ногу, норовя наступить этим временам на любимые мозоли. Она (муза), например, подмечала, что в стране, несмотря на «застой», люди, жизнедействуя, перемещались: они стелились, ползали, извивались, пролезали, чапали, хиляли, шкандыбали, юлили, бундабрякали и пятились, — тех, кто ходил нормально, объявляли ненормальными и приглашали посидеть. Всё это находило отражение в многочисленных публичных выступлениях сатирика, за которые тогда платили больше народной любовью, чем презренным металлом…
. . .Небезызвестный Зигмунд Фрейд, обобщая природу смешного, утверждал, что народ во всём мире смеётся всего над тремя вещами: над правительством, над сексом и над отправлениями прямой кишки. Жванецкий подсмотрел в нашей жизни ещё одну тему — тему первородного пьянства. Эта тема, словно тема Судьбы у Бетховена, сопровождает писателя до сих пор. В своих произведениях он блестяще доказал, что иностранцу пить водку в присутствии нашего человека так же неприлично, как играть на скрипке в присутствии Паганини. Время шло, Жванецкий переживал лидеров режима по мере их поступления, и, наконец, ветер перестройки наполнил паруса его таланта. Михаил Михайлович получил возможность выразить вслух то, о чём раньше страшно было подумать про себя — даже при включённой на полную громкость песне Пахмутовой на слова Добронравова.
. . .Вывод: а) Жванецкий — типичный гениальный продукт нашего времени;
. . . . . . .б) время Жванецкого на эстраде и в литературе продолжается.
. . . . . . .2. ЖВАНЕЦКИЙ И МЕТОД СОЦРЕАЛИЗМА. . .Как известно, в русской советской литературе долгое время творчество любого литератора оценивалось с позиций метода соцреализма. У метода существовало, кажется, десять признаков, и, если писатель «не проходил» по любому из этих пунктов, его зачисляли в символисты, декаденты, авангардисты, клеветники, перевёртыши и боролись с ним исключительно с позиций соцреализма,то есть не печатали. Жванецкого до 1985 года практически не печатали, и это позволяет догадаться, что с соцреализмом он был не в ладах. Что же отпугивало чиновников? Метод соцреализма в первую очередь предполагает наличие положительного героя. Какие герои у Жванецкого?У Жванецкого в героях ходят пьяницы, бабники, жулики, лабухи, покойники, тупые доценты, вахтёры, танки, лошади, министры мясной и молочной промышленности, работники райкомов, обкомов и подымай выше.
. . .Возьмём теперь непременную для метода соцреализма народность. С одной стороны, на встречах с ним народ никогда не безмолвствует, узнаёт Михаила Михайловича, где бы он ни уединялся, и демонстрирует ему первичные и вторичные признаки коллективной любви; а, с другой стороны, целая молодая гвардия наших критиков, так сказать, наших современников, а также московских литераторов, считает творчество Жванецкого вредным для народа, а самого его — злостным очернителем идеи построения социализма в одной отдельно взятой стране.
. . .Иногда Жванецкого называют абсурдистом, мотивируя тем, что всё наше общество абсурдно, но это уже тема отдельной беседы с привлечением экономистов, юристов, политологов, социологов, группы захвата и ведущих программы «Взгляд».
. . .Несколько слов о языке Жванецкого. Не секрет, что писатель родился в городе-герое Одессе и детство провёл среди лиманов, шалманов, кичманов, лонжеронов, а также куяльников. В результате он создал свой литературный язык, на котором, как ни странно, заговорила вся страна. Отовсюду так и слышишь: «Вы не кассир, вы убийца», «но по три рубля», «Нормально, Григорий? Отлично, Константин!». Правда, некоторые историки считают, что последнюю фразу Жванецкий подслушал в диалоге Романова с Черненко.
. . .Вывод: Жванецкому чужд метод соцреализма, зато близки реальная жизнь и чаяния простого народа.
. . . . . . .3. ЖВАНЕЦКИЙ
. . .И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС . . .Как и многим писателям—сатирикам, Михаилу Михайловичу часто задают национальный вопрос, на который он всегда отвечает утвердительно. Жванецкий вносит большой вклад в развитие интернационализма в нашей стране: на концертах писателя его русский язык понимают представители даже тех национальностей, которые в остальное время суток утверждают, что по-русски не понимают.
. . .Вывод: для укрепления международного взаимопонимания М. М. Жванецкого следует чаще посылать в зарубежные поездки.
. . . . . .4. ЖВАНЕЦКИЙ И ЕГО МЕСТО . . .На эту тему в народе существует полный плюрализм. Одни считают, что место писателя в кутузке. Другие, наоборот, предлагают именем Жванецкого назвать международный конкурс острословов, где победителям вручалась бы премия из фонда гонорара Михаила Михайловича за один концерт по линии кооперации. Третьи готовы присоединиться то к первым, то ко вторым… Разноголосица мнений происходит от необычайной популярности писателя. Проследим же природу такой популярности на одном примере. Известно: чтобы захватить власть, надо взять
[пропущено по цензурным соображениям]. Чтобы захватить популярность, сейчас надо «брать» телевидение. Телевидение часто производит популярных гомункулов, которые умирают, не получая материнской подпитки в виде участия в любых передачах. Популярность Жванецкого другого рода. Она, выражаясь языком стоматологов, не «молочная», а «коренная». На деле это означает, что Жванецкого можно не показывать по телевидению никогда, а популярность его будет только расти. В каком-то смысле Жванецкого можно рассматривать как зеркало русской интеллигенции, а также как высшую и последнюю стадию.
. . .Предложение: место русскоязычного писателя Михаила Михайловича Жванецкого — на букву «Ж», в «Советском энциклопедическом словаре» под редакцией А. М. Прохорова (Москва, «Советская энциклопедия», 1984 г.) между ЖВАНЕЦКИМ ГОРОДИЩЕМ (трипольская культура у одноим. села в Хмельницкой обл. Оборонит. вал, остатки жилищ и двухъярусных гончарных горнов) и ЖВАЧКОЙ (пережёвывание пищи…).………………………………...…………………………...Журнал «Огонёк» № 28 (3233) июль 1989