Новости культуры из Нижнего Новгорода

Отреставрирована "Русская Венера" Кустодиева

Известная картина русского художника Бориса Михайловича Кустодиева "Русская Венера" выставлена в обновленном виде зале Нижегородского государственного художественного музея. Это полотно художник написал в 1925-26 годах, незадолго до своей смерти, уже будучи прикованным к постели тяжелым недугом (туберкулез позвоночника).

Как и люди картины стареют и требуют реставрации. Реставраторы Нижнего Новгорода, проводя всестороннее обследование полотна просветили его рентгеновскими лучами. Выяснилось, что березовый веник был дорисован Кустодиевым на год позже тела женщины. А так как существует мировая практика- смывать поздние слои картины и открывать ранние- так и было сделано. Теперь посетители художественного музея могут лицезреть отреставрированную картину Кустодиева "Русская Венера".

Здесь можно посмотреть фотографию картины в разных форматах, а именно:
47039b 338x400px, 69736b 423x500px, 135099b 618x731px

Часто художники в качестве моделей при написании женских образов используют своих жен, но здесь не тот случай, так как Кустодиев любил изображать полных дам. Жена Бориса Михайловича- Юлия Евстафьевна Кустодиева была астеничного телосложения, то есть худощавой. Наглядным примером понятия художника о красоте женского тела является картина "Красавица", написанная в 1915 году, которую можно посмотреть в Государственной Третьяковской Галерее. Вот поэтому приходилось мастеру приглашать красивых пышных дам в свою мастерскую. В качестве "Русской Венеры" ему позировала Елена Григорьевна Николаева (Михайлова), родившаяся 28 апреля 1903 года.

Известно, что Кустодиев часто прислушивался к советам своей жены. Видимо именно она посоветовала мужу прикрыть интимное место Венеры веником. Похоже, что Кустодиев целый год находился в состоянии Буриданова осла- прикрыть или не прикрыть. Прикрыл. А что делать было инвалиду, у которого после операции на позвоночнике отнялись ноги ? Это терпеливая жена ухаживала за ним.

Борис Михайлович был революционно настроенным художником- горячо поддержал революции 1905 и 1917 годов, создал много произведений на тему борьбы с царизмом. Несмотря на кипучую энергию заработок художника в стране Советов был скромным- на покупку нового холста не хватало денег. Об этом свидетельствует тот факт, что картина "Русская Венера" была написана на обороте ранней картины "На террасе" (1906 г.), представляющей собой групповой портрет семьи художника. После проведенной реставрации зрители имеют возможность посмотреть оба изображения этого уникального, двухстороннего холста.


- Мне такой позор не нужен- сказала она. Я - актриса художественного театра!


"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому – тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму – 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл.).
Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу.
Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий, моя землячка, кстати. Долгое время я был уверен, что и похоронена Фаина в Воронеже, но вот недавно обнаружил ее могилу на Введенском кладбище в Москве.

Позировать Фаина согласилась легко, но когда узнала, что раздеться надо полностью, отказалась:
- Мне такой позор не нужен, - сказала она. Я – актриса Художественного театра! И что? Тысячи людей увидят меня голой?
Долго и нежно уговаривал Фаину Борис Михайлович. Не для себя, а "для искусства ради". И уговорил.
http://arnusha.ru/post368748426/?upd