Семён ГУДЗЕНКО
1922—1953
Родом из Киева, в 1939—1941 годах учился в ИФЛИ. Воевал в стрелковом батальоне. Лучшая книжка Гудзенко «Однополчане» (1944), где на страницы были шмякнуты кровавые страшные куски войны. Жаль, что многие послевоенные стихи по сравнению с военными были опреснёнными, обезличенными, командировочными. Только когда в своём воображении Гудзенко сам командировал себя в страну своей юности — войну, стихи опять получались. Сильными были и последние предсмертные стихи: «Жизнь мою спасали много суток в белом, как десантники, врачи». Гудзенко умер по собственному трагическому предсказанию: «Мы не от старости умрём, — от старых ран умрём».. . . . . . .ПЕРЕД АТАКОЙ
Когда на смерть идут — поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
…
1942
Читать полностью
. . . . . . .* * *
На снегу белизны госпитальной
умирал военврач, умирал военврач.
Ты не плачь о нём, девушка, в городе дальнем,
о своём ненаглядном, о милом не плачь.
Наклонились над ним два сапёра с бинтами,
и шершавые руки коснулись плеча.
Только птицы кричат в тишине за холмами.
Только двое живых над убитым молчат.
…
Венгрия
1945
Читать полностью там же, а также в журнале «Огонёк» № 46 (3199), ноябрь 1988. Предисловие взято из этого номера «Огонька».
Сергей ОСТРОВОЙ
ПЕРВЫЕ ПИСЬМА [
с фронта ]
Письмо шестое
Октябрь 1941Холодно. Стынут ноги.
Ветер колюч, жесток.
Мне не забыть дороги
С запада на восток.
Кровью закат окрашен,
Молча идём. Без слов.
Мимо лесов и пашен,
Мимо родных домов.
Ветер метёт и вьюжит.
Небо красней, красней.
Птица над полем кружит,
Чёрный паук на ней.
Птица всё ниже, ниже.
Землю колотит дрожь.
К снегу прижмёшься ближе,
Выждешь. И вновь идёшь.
Читать полностью. См. также в книге «Сергей Островой. Стихотворения и поэмы. 1935
1970. Москва, «Художественная литература», 1972, с 425-427.
Булат Окуджава победитель, он и родился 9 мая, и с войны вернулся с победой, и, услышав в разные времена немало чиновных окриков и хорошо организованных улулюканий, дожил до самой настоящей славы. Именно славы, не просто популярности, потому что, когда тебя знают, любят и поют не только по «всей Москве», но и в далёких уральских и сибирских деревнях, то это уже слава. Не говоря уж о Париже, где тоже, представьте себе (окуджавское словцо), при упоминании его имени светлеют лица.
Конечно, поэту здорово помогли — но отнюдь не сильные мира сего и вообще, собственно, не люди. Помогли ему две вещи: гитара и твёрдая, не претерпевающая своевременных изменений гражданская позиция.
Имя Окуджавы ещё в 60-е годы стало паролем. Многие и многие дружбы, приятельства, размежевания по принципу «свой — не свой» проверялись и проверяются отношением к его песням.
Булат Окуджава был первым, быть может, после Вертинского (а отношение к его творчеству долгий и сложный разговор) «запевшим поэтом» — уже потом появились другие. И если иных бардов в основном слушают, то Окуджаву поют. Что же так привлекает в его стихах, исполняющихся под гитару? Прежде всего, конечно, талант. Но, как написал Арсений Тарковский, «только этого мало». В них всегда есть яркое, почти улетучившееся из нашей печатной поэзии в пресловутые годы застоя настроение. В них есть осознанная необходимость свободы, чёткая нравственная позиция, интонация искреннего и существенного разговора. А ещё какое-то категорическое желание не знать, «как писать стихи».
Сегодня мы публикуем новые
[предисловие из журнала «Огонёк» № 19 (3172), май 1988 — примеч Н. П.] стихотворения Б. Окуджавы.
ПРОВОДЫ У ВОЕНКОМАТА
Вот оркестр духовой. Звук медовый.
И пронзителен он так, что – ах...
Вот и я, молодой и бедовый,
с чёрным чубчиком, с болью в глазах.
Машут ручки нелепо и споро,
крики скорбные тянутся вслед,
и безумцем из чёрного хора
нарисован грядущий сюжет.
Жизнь музы́кой бравурной объята –
всё о том, что судьба пополам,
и о том, что не будет возврата
ни к любви и ни к прочим делам.
Раскаляются медные трубы –
превращаются в пламя и дым.
И в улыбке растянуты губы,
чтоб запомнился я молодым.
Опубликовано здесь и на других сайтах.