Светлана Фарниева – художница, скульптор. Среди многих ее замечательных работ я особенно трепетно отношусь к этой – памятнику зрительнице. Этот памятник - фигурка девушки в натуральную величину - теперь стоит в Калуге, у ступенек главного входа в Калужский областной драматический театр. Стоит без постамента, а просто среди идущих в театр людей, у которых она молча спрашивает – «Нет лишнего билета?». Девушка, похожая на меня. На мою маму. На многих женщин, которые в молодости жадно стремились попасть в театр – на премьеру, на новую пьесу, на любимого актера. Казалось – там, в театре – совсем другая жизнь, непохожая на проживаемые нами будни. Там праздник! И нам обязательно повезет, нам достанется лишний билетик!
На открытии памятника было много народа. Открывал памятник Юрий Соломин. Выступавшие говорили о том, что этот памятник уникален – во всем мире нет памятника зрителю.
За прошедший год калужане уже освоили памятник, он стал местной достопримечательностью. Молодожены радом с ним фотографируются, приезжие кидают в сумочку монетки «на память», за что им очень благодарны дворники, подметающие вечером площадь. Дети по-свойски на нее забираются. А девушка все также спрашивает: «Нет ли лишнего билета?».
Как-то открываю журнал "Огонек" и вижу там статью про Светину работу. Фотография была сделана в мастерской с макета.
Задайте вопрос "Академия Глазунова" всезнающему Яндексу - и получите множество исчерпывающих ответов:
"Илья Глазунов совершил великий подвиг - всей своей жизни - в 1988 году создал Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. Академия - это храм искусств, и интерьеры залов, кабинетов и библиотеки своей строгой изысканностью и строгой красотой, свидетельствуют об этом. Академия - это оплот традиций высокого реализма, единственный в России институт, созданный во имя реализма, в котором молодые художники под руководством И. С. Глазунова постигают мастерство, почерпнутое из наследия великих мастеров прошлого, углубленно работая над натурой, обогащая свои души общением с Красотой и высокой Гармонией, которые их окружают в восстановленном под руководством их ректора и учителя здании. Решение интерьеров, предложенное художником, заставляет вспомнить о величии русского державного интерьера Петербурга, Павловска, Царского Села"...Российская Академия живописи, ваяния и зодчества имени И.С. Глазунова — единственное в России учебное заведение, которое учит молодых художников согласно классическим традициям Императорской Академии художеств, давшей миру многих великих русских живописцев. Её основатель, а также бессменный ректор, положивший не только душу и сердце, но и колоссальные силы на создание Академии, — великий русский художник Илья Глазунов. Сейчас кажется, что Академия существовала всегда, и лишь немногие знают, как тяжело было создать подобный Храм науки и искусств"...
и так далее...
"
В апреле 2011 г. у Светы в Калуге открылся ещё один памятник - Циолковскому. Не монументальный, не помпезный, совсем не пафосный, а как многие её памятники - очень человечный. Знаменитый учёный смотрит в небо. Рядом с Циолковским - велосипед, на котором он разъезжал по родному городу.
По воспоминаниям, Циолковский ездил на велосипеде с начала весны и до снега. Видеть его на этом транспорте было привычно и семье, и ученикам.
На открытии, едва дождавшись окончания официальных речей, бронзовый велосипед тут же оседлали юные калужане. Сфотографироваться рядом с изобретателем пожелали и многие взрослые. Правда, некоторые зрители посетовали, что звонок на руле не настоящий, но недовольных скульптурой не было.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНемного о Свете Фарниевой:
http://osetia.kvaisa.ru/1-rubriki/05-goriz...lushat-kritiku/
Еще одна работа Светланы Фарниевой - памятник ветерану.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаВот что о нем пишут СМИ:
"Он уже немолод, но по-прежнему подтянут. В парадном костюме с наградными планками на груди. В ногах верный пес. Такой ветеран теперь будет сидеть на центральной аллее улицы Кирова.
Вадим Терехин, заместитель министра культуры Калужской области: «Вот эта скульптура она как дань уважения нашим ветеранам. Я думаю, что внуки наши, дети наши, глядя на эту скульптуру, будут помнить о своих корнях, о своих истоках».
Похож! Тоже серьезный и строгий! Такими были первые впечатления собравшихся, когда рядом с бронзовым ветераном присел Петр Филиппенков. Это с него скульптор Светлана Фарниева лепила ветерана на скамейке. Фронтовик из Кондрова позировал почти четыре часа. В июне 1941 года Петру Фёдоровичу Филиппенкову было 18, он добровольцем ушёл на фронт. Победу встретил в Вене.
Петр Филиппенков: «Я рад, что именно настоящего солдата, рядового, здесь нам показали. Это очень хорошо. Всю тяжесть мы на своих плечах вынесли во время войны. Мы ходили в атаку, стояли в обороне на смерть».
Идея воплотить в бронзе образ уже немолодого участника войны принадлежит Сергею Гапонову, председателю правления «Газэнергобанка». Его деда фронтовика уже нет в живых.
Сергей Гапонов: «Когда захочет душа пообщаться с дедом, прийти, посидеть, поразмышлять. Так ли мы живем, как они хотели, когда защищали нашу родину? Я надеюсь, калужане почаще будут вспоминать о живых ветеранах, которых осталось совсем немного. И будут от всей души делать максимум, чтобы жизнь их была чуть лучше».
Этой скульптуры в областном центре могло бы не быть. Слишком долго руководители города искали для нее место. По замыслу автора ветеран должен был направлять свой взгляд в сторону Вечного огня. Но на архитектурном совете решили, что на Площади Победы и так много скульптурных форм, и предложили подобрать другой вариант. В итоге было выбрано это место – в начале аллеи недалеко от площади. Теперь взгляд ветерана будет устремлен на Пост №1, откуда с почетным караулом выходят калужские школьники
Veronica
14.1.2012, 10:30
Какой замечательный памятник! Ведь наши отцы, даже если они уже ушли, всегда будут с нами...И всегда можно присесть рядом с ними на скамеечку, поговорить, посоветоваться...
Скульптура ветерана получилась очень трогательной — кажется, что пожилой человек просто присел на скамеечку и задумался, глядя на проходящих мимо представителей молодого поколения, вспоминая свою боевую юность. Хочется выразить огромную любовь и уважение нашим ветеранам и благодарность тем, кто помнит не только о тех, кто погиб, но и о тех немногих, оставшихся в живых.
Милые дамы! Это ведь не просто скульптура - это конкрентный человек и с ним можно как бы повидаться... и рассказать детям, внукам, правнукам. Это действительно идея - видеть родных маму, отца, бабушку, деда, например, в беседке сада, на даче или другом родном серцу месте. Дело в деньгах. Думаю, что цена соизмерима с автомобилем. Хотя, действительная ценность памяти неизмеримо больше. Спасибо Вам за идею.
Veronica
11.3.2012, 15:11
Замечательно!
Всех мам, дочек, бабушек, внучек, тетушек, племянниц, жен, подруг и вообще всех женщин поздравляю с недавно случившимся 8-м марта!
Светлана ФАРНИЕВА: «Художнику нужно творить не только для себя, а ставить памятники и слушать критику»
в День смеха, в городе Калуга на пересечении улиц Кирова и Театральной состоится открытие памятника «Мешок удачи», автором которого является известный скульптор, член Союза художников России Светлана ФАРНИЕВА.
Этот загадочный монумент станет своеобразным продолжением целой серии скульптурных композиций талантливого ваятеля, которые уже установлены на главной улице Калуги. Среди них, например, – снискавший популярность памятник театральному зрителю, изображающий девушку с листком в руках: «Нет лишнего билетика?» или скульптуры голубей, примостившихся недалеко у фонтанов…
Что же представляет собой «Мешок удачи»? Об этом мы решили поинтересоваться у самой Светланы Ивановны, разыскав ее в областном училище культуры и искусства, где она вот уже восемь лет учит молодых студентов тонкостям высокого мастерства. Перезвонив С. Фарниевой в назначенное время, корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Марина КАДИЕВА побеседовала с ней о секретах профессии, творческих буднях, а также причастности к осетинским корням.
– Очень приятно, что удалось связаться с вами накануне открытия в Калуге очередного вашего творения – памятника «Мешок удачи». Что можете рассказать об идее создания этого памятника?
– Инициатива принадлежит директору областного драмтеатра Александру Кривовичеву, который всегда полон позитивных мыслей в отношении нашего города. Сегодня люди испытывают тяжелые времена, всем хочется хороших перемен, стабильности, поэтому данный проект мы в шутку назвали «антикризисной программой».
– Что собой представляет скульптура?
– Большой мешок, полностью набитый деньгами, которые буквально из него вываливаются.
– Уже родилась легенда, что если сесть на этот мешок и потереться об него телом, можно снискать себе удачу. Вы в такие приметы верите?
– На самом деле, мешок выполнялся с такими добрыми чувствами, что реально приносил удачу каждому, кто над ним трудился. Волшебное влияние испытала лично на себе. Например, в начале работы у всех нас, художников, было сложное материальное положение – конец 2010-го года, денег нет… И вдруг заказы оплатили! Мы смогли вернуть долги и даже купили детям подарки на Новый год.
Знакомые тоже нередко заглядывали в мастерскую с целью прикоснуться к мешку и загадать желание.
– Насколько мне известно, это лишь одно из целой серии созданных вами на Театральной площади творений. До этого вы с блеском прописали здесь памятник театралке, бронзовых голубей… Как рождаются подобные образы?
– Образ театралки нам всем близок, потому что мы все когда-то в молодости увлекались театром. Эскизов было несколько, но я решила остановиться на этом. Лепила недолго, благо в институте нас готовили хорошо, учили быстро выкладываться.
– Юная девушка, просящая лишний билетик, снискала большую популярность у горожан, а вот голуби однажды подверглись нашествию вандалов. Многие посчитали их унылыми и бессмысленными. Что вы думаете по этому поводу?
– Ну, у нас вандалы – это «святое дело». Люди просто не привыкли к подобной красоте. На ту же самую театралку первое время вчетвером умудрялись залазить взрослые люди. Ее расшатали, практически выдрали. Потом все пришлось восстанавливать. Теперь все нормально, прохожие подходят, культурно фотографируются… Дикость, можно сказать, схлынула.
– Мне кажется, люди еще должны учитывать то, кто же перед ними изображен в скульптуре. Или это не так?
– Безусловно. Например, в Петропавловской крепости есть монумент сидящего Петра I. И все норовят на него залезть. Можно же рядышком встать, в конце концов. Это же великий российский император! Наверно, надо обкладывать такие композиции со всех сторон, чтобы никто не мог к ним подойти…
– Не так давно во Владикавказе известный осетинский скульптор Владимир Соскиев открыл на аллее в центре города памятник основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову. В его адрес тут же посыпалась критика со стороны граждан, дескать поэт совершенно не похож на себя, он слишком маленький, у него болезненный вид… На ваш взгляд, имеют ли право люди оспаривать личное видение художника?
– Думаю, да. Свободу мнения еще никто не отменял. Пусть спорят. Ведь по большому счету мы для того и трудимся, чтобы пробуждать у людей какой-то интерес. Вот Александр Анатольевич Кривовичев относится к подобной критике хорошо и говорит в таких случаях: «Что ж, ваши предложения?» Критиковать, конечно, хорошо, а вот придумать что-то новое способен не каждый.
Что касается, Владимира Соскиева, то это мастер с большой буквы. Помню, в студенческие годы я нередко посещала его выставки. Он был мэтром в наших глазах.
– Раз уж мы прикоснулись к Осетии, разрешите поинтересоваться, вы – осетинка?
– Нет, осетином был мой супруг. Сама я – Гусева, но фамилию свою не люблю. Всегда была и остаюсь Фарниевой. Тем более, мне сказали, что «фарн» переводится, как «счастливый».
Вообще к осетинам я отношусь очень хорошо. Всегда уважала осетинскую культуру. Шесть студенческих лет в Московском институте им. В. И. Сурикова студенты из Осетии были одними из моих ближайших друзей. В одной моей маленькой группе было два осетина, а на других курсах и того больше.
– Кто, например?
– Наш староста Сослан Баскаев, Амиран Баликоев, Олег Царгасов, Олег Басаев. У нас еще преподавал, будучи молодым, Руслан Тавасиев. К сожалению, его уже нет в живых.
– С вашим супругом вы тоже познакомились на студенческой скамье?
– Нет. Он вообще водитель – человек реальный, земной, не художник. Это его сестра была замужем за Олегом Басаевым. В принципе так мы с Аланом и познакомились.
– Что можете о нем рассказать?
– Родился Алан во Владикавказе. Его мама была хирургом по фамилии Иванова. Однажды заболела онкологией и вскоре умерла. А отец погиб совершенно случайно ровно через год день в день после смерти жены. Он шел через двор, а там между парнями завязалась драка. Стал разнимать дерущихся и получил удар ножом. Это была настоящая трагедия для семьи. Алану было 14 лет, когда они с сестрой осиротели.
Вскоре тети Алана забрали его в Среднюю Азию, где он фактически и вырос. А Вика была постарше, она осталась на родине, училась в художественном училище во Владикавказе, где познакомилась с Олегом Басаевым и вышла за него замуж. Все это время они с Аланом практически не виделись, пока какое-то время спустя она не привезла его в Москву.
Наш семейный союз продлился недолго, до конца учебы в институте. За это время у нас родилась дочь. Потом судьба развела мосты. Алан вернулся в родительский дом. Я уехала по распределению в Калугу. Сначала мы писали друг другу слезные письма с призывами: «Приезжай!» я – ему, он – мне. Потом у него появилась новая семья… Значит, так и должно было быть.
– Какими в вашей памяти остались годы, проведенные в институте им. В.Сурикова?
– Шикарными. Жалко, что с однокурсниками мы видимся редко, нет традиции собираться. Все разъехались… Многие заняты, преподают. Хочется передать им большой привет. Сейчас я общаюсь с Валерием Шилкиным – членом Союза архитекторов России, преподавателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени И.С. Глазунова. Он, кстати, тоже из Осетии.
– Я слышала, в этой академии учится ваша дочь Алина?
– Да, в этом году она поступила туда на отделение скульптуры. Еще в маленьком возрасте Алина часто помогала мне в работе – то галстук вылепит для какого-то памятника, то еще что-то. Ей поначалу не очень-то нравилось это, ведь когда видишь профессию изнутри, она выглядит не такой уж привлекательной, как кажется. А когда Алина уже сама попробовала слепить, создать объем, ее втянуло. Она неистово готовилась к экзаменам и поступила. Хотя, я считаю, это очень тяжелая профессия для женщины.
– Почему же вы тогда выбрали эту профессию?
– С раннего детства очень любила лепить.
– Первые работы помните?
– Говорят, это были маленькие носороги, слоники… Вообще с детства меня привлекал мир животных. Всегда нравилось их изображать. А мама ругалась: «Рисуй людей!»
– А дипломная у вас какая была?
– Это был большой двухметровый памятник Высоцкому, который, к сожалению, не сохранился. Вообще я фанатка Высоцкого с юных лет. Даже застала его Гамлета на Таганке в 1979 году. Повезло.
– Светлана Ивановна, принимаете ли вы участие в выставках?
– Регулярно. Это бывают не персональные выставки, а совместные – с другими калужскими мастерами, членами Союза художников России.
У меня уже дочка в этом году, еще не успев поступить в академию, представляла свои работы на молодежной выставке, которая проходит раз в пять лет. Это я считаю хорошим достижением.
– Знаете, Алина – весьма распространенное в Осетии имя?
– Ну, так назвал же ее папа! И похожа она на него, Алина Алановна наша.
– Сейчас вы работаете в Калужском областном училище культуры и искусства. Как долго преподаете, и каково это – совмещать личное творчество с преподавательской деятельностью?
– В училище я с 2003-го, а вообще преподавать начала с 1992 года в школе г. Кондрово Калужской области. Во время перестройки, когда заказов у художников не стало, многие стали преподавателями. Так и я. Обучаю молодежь азам скульптуры и рисунка. Тяжело, конечно, чередовать это с основной работой, иногда хочется все бросить и уйти. Но, знаете, чувство ответственности за подрастающее поколение сильнее.
Для меня, главное, чтобы была мастерская и работа. А работа есть и она интересная. Художнику нужно творить не только «в стол», для себя, а ставить памятники, слушать критику, смотреть другие работы и развиваться. Чтобы расти, нужно постоянно работать!
– Ваши ближайшие планы на будущее?
– Сразу же после «Мешка удачи» 8 апреля мы, скорее всего, откроем на ул. Театральной еще одну скульптуру – К.Э.Циолковского и продолжим работу над проектом памятника Матери. В ее образе должно быть нечто возвышенное, хрупкое и в то же время земное. Собраны достаточно большие средства, задействовано много людей, работа кипит. Это будет не просто скульптура, которую отлил и поставил, а 4,5-метровая фигура в арке из сплетенных деревьев, украшающая новый городской комплекс с парками и скверами.
– И напоследок пожелания подрастающему поколению?
– Искусство должно быть внутри каждого из нас. Хочется, чтобы родители прививали своим детям культуру с малых лет. При этом сами не мешали им развиваться. Ведь не все в этой жизни сводится к быту. Есть что-то более высокое, для души, без чего мы существовать просто не можем. Это и отличает нас от животных.
Желаю, чтобы не было войны. Это главное. Будет мир, будет и все остальное. (2011 год).
Даша Севастопольская - я сышала это имя лет тридцать дазад. А недавно увидела проект дипломной работы Алины Фарниевой. Это было в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Я обратила внимание на эту работу из за того, что моя бабушка служила в женском батальоне. Поражает героический патриотизм, самопожертвование русских женщин вне зависимости от сословных различий. Кстати, современный фильм «Батальон», пусть не в полной мере, но очень хорошо показывает это.
Чтобы освежить свою память, я спросила о Даше Севастопольской у Яндекса, который "знает все". И вот что он мне ответил:
"Она прославилась в народе как военная сестра милосердия и нашла свое счастье в бескорыстной помощи и самоотверженном служении другим людям. Не медицинская сестра – специального образования у нее не было, а именно сестра милосердная, движимая горячим сердечным порывом. Она по праву заняла свое место в ряду всемирно знаменитых подвижниц. С ее именем связана история российского Красного Креста во время обороны Севастополя в 1854 году. Но случилось так, что первой в мире сестрой милосердия назвали англичанку Флоренс Найтингейл, и Британия вряд ли от этого откажется, хотя факты говорят о другом – первой все же была наша соотечественница Дарья Михайлова, получившая прозвище Севастопольская и ставшая легендой Крымской войны."