Знакомство с шедевром: «Последний день Помпеи»Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
А.С. Пушкин
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаРусский музей Санкт-Петербурга хранит огромное количество картин, которые являются частью мировой культуры. Одним их таких шедевров, является картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи»
С биографией художника и его творчеством можно познакомиться здесь;
Над картиной «Последний день Помпеи», полотно которой, было 4,5 х 6,5 метра, К.Брюллов работал с 1830 по 1833 год. На выставке в Лувре картина была удостоено золотой медали. Сюжет полотна возник после посещения художником в 1827 году раскопок, похороненного много лет назад под лавой Везувия, древнего итальянского города Помпеи.
В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Герои картины Брюллова красотой подобны древним статуям богов, фигуры скомпонованы в отдельные замкнутые группы. Красота их лиц, жестов оказывается более действенной, нежели зрелище всеобщего страдания и гибели. Их лица искажены, но не гримаса ужаса, а увлажнённые слезами страха, ставшие ещё выразительнее глаза останавливают наше внимание. Композиция, как будто, раскалывается под ударом молнии на две части. Все действующие лица скомпонованы в две объёмные пирамиды, слева и справа они расходятся к авансцене, как гигантские врата ада, открывая на пороге фигуры мёртвой матери и младенца, почти в центре картины лежит на мостовой молодая женщина, и ненужные, рассыпались по камням её драгоценности. Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок.
В правой части картины два сына – зрелый воин и юноша – несут больного старика- отца; сын умоляет мать собраться с силами, а она велит оставить её и спасаться одному. Молодой человек держит на руках девушку. Это его невеста – на ней венок из роз. Жених с ужасом смотрит в лицо невесты: погибла она или только потеряла чувства? И всадник, в ужасе поднявший коня на дыбы.
В левой части картины - несколько человек на ступеньках большого здания. Это здание «гробница Скавра». Среди них женщина она смотрит прямо на нас. Даже страшно становится. Будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами. А рядом с ней художник с ящиком красок на голове. Словно заворожённый грозной красотой стихии, загляделся он на окружающий его хаос. Это Брюллов изобразил самого себя. Вот женщина с двумя девочками. Стоя на коленях, они прижимаются друг к другу, не зная, где искать спасения. Рядом человек с бородой – это христианский священник. Он вверяет себя Богу и поэтому спокоен. А языческий жрец в белом одеянии, надеется спасти какие-то драгоценности, рядом мужчина с женой и двумя детьми, прикрывает их плащом, будто он может защитить их от града камней.
Картина была страшной и прекрасной одновременно. Да – люди слабы и беспомощны перед силами природы. Они не могут остановить огромную волну или землетрясение. Но они могут оставаться людьми, даже когда им грозит гибель. Конечно, не все способны на это. Вот и у Брюллова: какой-то человек в ужасе вскочил на лошадь и мчится, не разбирая дороги и давя других. Но таких немного. Так и должно быть – ведь настоящая Картина должна учить людей добру и мужеству!